Restavratsya-xl.ru Услуги Оставить заказ Прайс-лист Контакты



     В левой колонке, на этой страничке, размещены фото икон после реставрации

Реставрация икон

СОДЕРЖАНИЕ: Причины разрушения икон
Истории чудотворного обретения икон
Правила чистки окладов икон
Советы сохранения икон
Советы сохранения фресок и росписей
Правила проветривания церкви


Спас "Вседержитель"
<h1>Реставрация и восстановление икон, икона Спас Вседержитель</h1>

Богородица "Троеручица"
<h1>Реставрация и восстановление икон, икона Богородица Троеручица, Афон</h1>

Влмч. и целит. Пантелеймон
<h1>Реставрация и восстановление икон, икона Великомученик и Целитель Пантелеймон, Афон</h1>

Богородица "Казанская"
<h1>Реставрация и восстановление икон, икона Казанская Богородица</h1>

Богородица "Троеручица"
<h1>Реставрация и восстановление икон, икона Богородица Троеручица</h1>

Пророк Илия
<h1>Реставрация и восстановление икон, икона Илья Пророк в пустыне с житием</h1>

Спаситель с предстоящими
<h1>Реставрация и восстановление икон, икона Спас Вседержитель с предстоящими Богородица и Иоанн Предтеча</h1>

     Значение иконы в храме велико. Русского человека икона сопровождала в течение всей его жизни. Иконы, к которым обращались с молитвой, были в каждом доме.
     Но со временем иконы могут подвергаться порче. Доска при высокой температуре и сухости воздуха начинает коробиться.
Во всех слоях, составляющих икону, имеются микропоры, через которые икона "дышит", т.е. происходит воздухо- и влагообмен, и если этого не знать, то можно сильно повредить ее. Имеется много примеров, как вследствие этого незнания они разрушались.
Известен случай, когда в одном соборе некий "реставратор" предложил обработать иконы "уникальным" покрытием, не пропускающим влагу и воздух, которое он сам изобрел. Ему разрешили нанести этот состав на иконы XVII века. Красочный слой на "залакированных" иконах вздулся и повис на "чудо"-лаке, а укрепить изображение едва ли возможно, т.к. он действительно ничего не пропускает и поэтому не удается использовать традиционные в профессиональной реставрации методы напитывания красочного слоя укрепляющими веществами. Потому что, когда микропоры закрываются каким-то веществом, то начинают возникать внутренние напряжения между слоями и внутри них. На деле это означает: левкас отстает от доски, а краска от левкаса. Именно поэтому так опасно натирать чем-либо икону.
И все же, иконы очень живучи. Даже при сильных изменениях изображение чаще всего не отпадает от доски, а цепляется до последнего, облетая по частям в надежде на помощь.
     В некоторых случаях, старение материалов идет иконе на пользу. Например, дерево старше 300 лет почти перестает реагировать на изменение влажности, его перестают есть жуки-точильщики.
Смесь мела и клея - левкас, с самого начала ведет себя иначе, чем каждое составляющее вещество в отдельности, а через несколько десятилетий он представляет из себя особо прочный, совершенно спаявшийся "монолит". Яичная темпера – смесь из желтка и минерального пигмента, через те же 200-300 лет "каменеет". Однако новые иконы очень уязвимы, по крайней мере несколько лет. Только прочность олифы уменьшается вместе с потемнением пленки. Поэтому надо знать и помнить, что иконы, которые не находятся под стеклом, нельзя протирать - ни сухой, ни мокрой тряпкой или полотенцем. С икон хранящихся без стекла следует стряхивать пыль мягкой толстой кисточкой (например беличьей). Если икона вдруг попадает в новые для нее условия, с резким перепадом температуры и влажности воздуха, на ней могут образоваться вздутия разной величины, которые потом, самопроизвольно исчезают. Но это не счастливое "обновление". Эта икона требующая постоянного, особо бережного ухода. Он не очень сложен, но он должен быть, причем самое главное - поддержание стабильности окружающей среды, т.е. постоянные условия хранения. В их создании очень помогает застекленный киот, который предохраняет икону от сквозняков.
     Общеизвестно, что материальная ценность иконы признана многими государствами мира, а для нас, верующих, это особая святыня. Поэтому очень важно, кого и как приглашают реставрировать иконы. Порой весьма ценные иконы доверяют восстанавливать случайным людям. Говоря, что кто-нибудь "свой" подправит икону, т.к. нет реставратора, то это значит чаще всего, что нет бесплатного специалиста. Но нельзя требовать, чтобы каждый верующий профессионал-реставратор бесплатно и постоянно жертвовал свой весьма кропотливый и тяжелый труд. Ведь "трудящийся достоин награды".
Е. Трубецкой очень точно заметил, что "лики святых в наших древних храмах потемнели потому, что они стали нам чуждыми; копоть на них нарастала частью вследствие нашего невнимания и равнодушия к сохранению святыни, частью вследствие нашего неумения хранить эти памятники" церковного искусства. (Е. Трубецкой. "Философия русского религиозного искусства XVI-XX в.в.". Антология. М, 1993, с. 201. - Прим. ред.)
Бытует мнение, что темный образ - это свято и канонично, поэтому икону нельзя реставрировать. Но этот тезис не имеет под собой никакой основы - ни исторической, ни канонической.
Во-первых, он противоречит догмату VII Вселенского Собора об иконопочитании, гласящему, что поклонение перед образом восходит к тому, к кому оно обращено, а если лика не видно и не разобрать, чей он, то к кому молитвенно обращаться? Молящийся станет представлять себе образ святого, что будет развивать чувственное воображение и может привести к прелести.
Во-вторых, первоначально икона ведь пишется яркими чистыми красками и каждый цвет имеет свое значение, что определяется иконописным каноном.
Живопись прп. Андрея Рублева необыкновенна не только глубиной и одухотворенностью образа, но и гармоничной цветовой гаммой. А под темной олифой никто бы не увидел этих дивных ликов. Но потемнение олифы со временем - это технологические издержки.
     Существует мнение, что "неправославно" покрывать икону лаком. Один реставратор принес икону, над которой работал, и сказал: "Только аккуратно, лак еще окончательно не высох". Когда заказчики услышали слово "лак", им едва не стало дурно: "Так вы иконы еще и лаком покрываете, но это же неправославно!". Но надо понимать, что назначение любого покровного слоя - защищать живопись, не мешая ее восприятию. Для этого на красочный слой иконы наносится олифа или олифа добавками. А если в олифу добавить любой смолы, то это уже лак.
Старые иконы покрывать лаком можно, т.к. для реставрации важна обратимость, возможность последующих (увы, почти неизбежных) реставраций с наименьшим травмированием иконы.
     Для сохранности живописи на храмовых святынях важно вовремя предпринять нужные меры. Известны случаи, когда святые сами заботились о своих иконах. Вспомним историю обретения иконы Божией Матери "Утоли моя печали", когда Царица Небесная повелела больной женщине поклониться именно тому образу, который ей был показан во сне, сказав, где его искать. В том храме его нашли среди запыленных икон на колокольне. Пресвятая Богородица прославила свой лик многоразличными чудесами, чтобы научить, помимо прочего, относиться к святыне должным образом.
"Державную" икону Божией Матери, по Ее указанию, нашли после долгих поисков в подвале, среди старых досок, имевшую на себе многолетний слой пыли.
История, связанная с иконой "Скоропослушница". Афонский инок был наказан за то, что коптил Ее лик чадящей лучиной. По Своему милосердию. Святая Дева вначале гласом от иконы предупредила его не делать так, а когда тот продолжал ходить мимо нее с коптящей лучиной, Она его обличила: "Долго ли тебе так беспечно и так бесстыдно коптить Мой образ?!" И при этих словах инок потерял зрение, которое было возвращено ему после раскаяния. Об этом узнала вся братия монастыря, и икону почтили должным образом, а впоследствии в ее честь устроили храм.
Таких историй немало. Подобные примеры и последующее прославление икон чудесами служат напоминанием о необходимости благоговейно чтить и сохранять священные изображения.
     Встречаются случаи, когда подсвечники ставят очень близко к иконам, и горящие свечи разбрызгивают на них мельчайшие капельки парафина или воска, образующих со временем налет. Не стоит удалять такой налет скребочком или ножиком с незащищенных стеклом икон. Необходимо консультироваться у специалиста в каждом отдельном случае, чтобы не нанести ущерба иконе.
Как и люди, все иконы разные, и нельзя дать один универсальный совет даже в похожих ситуациях. Помимо этого, близость подсвечника с горящими свечами вредна и потому, что создает перепад температур. В этом заключается опасность висячих подсвечников.
     Также иконы могут портится при быстром мытье полов в храме, когда выливается на пол очень много воды и на застекленных иконах образуется конденсат от высокой влажности в храме. Вследствие этого в храме у иконостаса позолота может отставать чешуей - как новая, так и старая.
     Таким образом иконы живут, болеют и могут умирать без нашей помощи и внимания.

     Как правильно чистить оклады икон, старинные лампады и подсвечники, посеребренные и позолоченные:
это делается накрученным на заостренную деревянную палочку ватным тампоном. К средствам, убирающим грязь и не разрушающим металл, относятся "Бычья желчь медицинская", моющая жидкость "Прогресс", раствор "Детского" мыла. (Все эти вещества химически нейтральные и неабразивные.) Тампон смачивается несильно, чтобы не текло на икону. Затем моющее средство два-три раза стирают тампоном, смоченным в кипяченой холодной воде.

     Советы для сохранения аналойных икон:
1.Иконы, которые чаще других кладутся на аналой (например "Воскресения Христова", великих и двунадесятых праздников), можно почтить индивидуальными киотами.
2.Для других, попадающих на него 1-2 раза в году, можно сделать один (или 2-3 разных размеров) киот, в который и выкладывают эти иконы для почитания и целования.
3.Можно сделать аналой-киот со сменными упорами и рамками, чтобы выкладывать иконы всех имеющихся размеров.

     Советы для сохранения настенных фресок (масляной росписи):
1.Никогда и ничем нельзя мыть или "чистить" стены с росписями. Если они кажутся темноватыми или грязноватыми, надо пригласить реставратора для консультации. Лучше пусть они будут темными, но все же будут. Фрески очень уязвимы. К тому же иногда они заранее выполнялись в темном колорите, "под старину".
2.Чтобы стенные и потолочные росписи не темнели от копоти, необходимо использовать только восковые свечи и чистое лампадное масло.
3.Вдоль всех стен с росписями необходимо поставить легкую оградку так, чтобы люди не могли прислониться к ним.

     Хотелось бы сказать, как надо правильно проветривать церковь.
Чтобы происходила смена воздуха, проветривание обязательно для всех храмов. Но это надо делать таким образом, чтобы не было сквозняков.
В неотапливаемых храмах с того времени (обычно с марта), когда хоть на несколько часов температура внешнего воздуха выше температуры в храме, при солнечной, достаточно сухой погоде, - только на это время - открывают 1-2 форточки (с той стороны, откуда не дует ветер). Затем их закрывают. При этом плавно повышается температура воздуха в храме, избегается резкое изменение влажности и образование водяного конденсата.
Если день сырой - проветривание не производят до улучшения погоды. На улице должно быть суше и теплее, чем в храме.

Но даже такое вроде бы обыденное действие, как проветривание - но только грамотное, - может сотворить чудеса, спасти храм и его святыни, поскольку плесень, микрогрибы и паразиты особенно бурно развиваются в застоявшейся атмосфере. К тому же затхлый воздух ускоряет старение всех материалов, в том числе камня, металлов, штукатурки, фресок, тканей и т.п.



При создании этой странички была использована информация из книг:
1. Как правильно обращаться с иконами. М., "Центр Благо", 2000;
2. "Философия русского религиозного искусства XVI-XX вв.", Антология. М, изд. группа "Прогресс", "Культура", 1993 г.
Статьи:
     Инок Григорий (Круг). "О почитании икон";
     Монахиня Иулиания (М. Н. Соколова). "Икона - священный предмет";
     Анатолий (Мартыновский). "О иконописании";
     Иван Снегирев. "Взгляд на православное иконописание".
3. Н. Барская. "Сюжеты и образы древнерусской живописи", статья "Иконостас". М., Просвещение, 1993 г.



сайт: Restavratsya-xl.ru почта: restavratsya-xl@mail.ru , тел.:8920-627-73-76